К основному контенту

Памятки по Русскому языку (разборы)

ПАМЯТКИ  РУССКИЙ  ЯЗЫК

    

Порядок разбора имени существительного (3)

1.      Задаю вопрос

2.      Ставлю слово в начальную форму (ед.ч., И.п.)

3.      Указываю часть речи

4.      Указываю постоянные признаки:

·         Одушевленное или неодушевленное;

·         Собственное или нарицательное;

·         Род;

·         Склонение.

5.      Указываю непостоянные признаки:

·         Число;

·         Падеж.

6.      Определяю, каким членом предложения является

 

Порядок разбора имени прилагательного (3)

1.    Нахожу существительное, с которым связано прилагательное, и задаю от него вопрос

2.    Ставлю прилагательное в начальную форму (ед.ч., м.р., И.п.)

3.    Указываю часть речи

4.    Определяю род (в ед.ч.)

5.    Определяю число

6.    Определяю падеж

7.    Определяю, каким членом предложения является

 

Фонетический (звуко-буквенный) разбор  (1)

1. Запишите слово.
2. Поставьте ударение,  подели на слоги

3. Запишите транскрипцию слова.

4. Сосчитайте и запишите количество слогов, букв и  звуков.
5. Выпишите все звуки этого слова в столбик один под другим.

6. Охарактеризуйте звуки: 
[-] - гласный, ударный или безударный.
[-] - согласный, глухой или звонкий парный/непарный, твёрдый или мягкий парный/непарный.

_______________________________

7.Сосчитайте и запишите количество букв и звуков.

 

Порядок разбора глагола  (3)

1.    Задаю вопрос

2.    Устанавливаю, что это глагол

3.    Ставлю глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

4.    Определяю постоянные признаки глагола:

·      Спряжение.

5.    Определяю непостоянные признаки глагола:

·      Число;

·      Время;

·      Лицо ( у глаголов в настоящем и будущем времени);

·      Род ( у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

6.    Определяю, каким членом предложения является

 

Порядок разбора предложения  (4)

1.      Называю, какое предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.      Называю, какое предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное)

3.      Подчеркиваю грамматическую основу (основы).

4.      Определяю, простое это предложение или сложное (из скольких частей состоит).

5.      Указываю, распространённое оно или нераспространённое (для простого предложения)

6.      Указываю однородные члены предложения (если есть)

7.      Рисую схему

8.      Определяю части речи.

9.      Выписываю словосочетания.

 

Порядок разбора слова по составу  (2)

1.      Прочитай слово

2.      Измени его (устно) и выдели окончание.

3.      Обозначь окончание, отдели окончание от основы слова

4.      Найди корень (подбери несколько однокоренных слов)

5.      Найди и обозначь приставку и суффикс (если они есть)


 КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

 За  гребами
Выпиши слово без ошибки
Запиши правило а которое сделана ошибка
Приведи свой пример
За грибами
Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
В гнезде

1.      Большая буква в начале предложения.                                                      Выпиши предложение, подчеркни первую букву. Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев.

2. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.
     Выпиши предложение. Поставь в конце предложения нужный знак.
      Например: Москва – столица нашей Родины.

3.Слог.                                                                                                                      
   Раздели слова на слоги. Делай так:
    У – чи – тель
    ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.  
                                                                                                                   
4. Перенос слова.
    Раздели слово на слоги для переноса:     Оси – на
    ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак на конце слова.
    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на это правило.
    Например: окунь, рысь, уголь.

6. Мягкий знак в середине слова.
    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
    Например: мальчик, школьник, коньки.

7. Гласные после шипящих.
    Выпишите слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

8. Сочетания чк-чн.
    Выпиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
    Например: девочка, ночка.
    ЗАПОМНИ! Слова с чк-чн пишутся без мягкого знака (ь).

9. Безударная гласная в слове, проверяемая ударением.
    Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели безударную гласную и проверь её ударной. Выдели корень.
     Делай так:  волна́ - во́лны
     ЗАПОМНИ! Безударные гласные в словах пишутся так же, как ударные.

10. Безударная гласная в слове, не проверяемая ударением (словарное слово).
       Выпиши слово, в котором была допущена ошибка,  правильно. Поставь знак ударения и выдели гласную, которую надо запомнить. Напиши это слово 3 раза.
        Запомни, как оно пишется: ребя́та, ребя́та, ребя́та.

11. Парные звонкие и глухие согласные (сомнительные согласные).
        Выпиши слово правильно. Выдели сомнительную согласную. Подбери проверочное слово.

    Делай так: мороз – морозы, глазки – глаза, дуб – дубок.
     ЗАПОМНИ! Согласные на конце слов и в середине перед согласной пишутся так же, как и в этих же словах перед гласными.

12. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
      Например: Таня, Саша, Андрей.
      ЗАПОМНИ! Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

13. Большая буква в кличках животных.
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Например: Мурка, Зорька, Пушок.
      ЗАПОМНИ! Клички животных пишутся с большой буквы.

14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек.
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
       Например: река Угра, Австралия, Куликовская улица, деревня Простоквашино.
       ЗАПОМНИ! Названия стран, городов, улиц, рек пишутся с большой буквы.

15. Разделительный мягкий знак (ь).
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
    Например: вьюга, обезьяна, деревья, воробьи.
     ЗАПОМНИ! Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и.

16. Двойные согласные в слове.
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Раздели все слова для переноса:
группа, рассказ, коллектив
груп-па, рас-сказ, кол-лектив 
     ЗАПОМНИ! При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится.

17. Разбор предложения по членам.
      Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания с вопросами. Делай так:
       Утренняя роса покрывала траву.
        роса (какая?) утренняя
        покрывала (что?) траву
        ЗАПОМНИ! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.

18. Состав слова.
       Выпиши слово. Разбери его по составу, придумай и запиши слово такой же конструкции. Делай так:
        поездка, походка
19. Правописание непроизносимых согласных.     
      Выпиши слово. Подбери к нему родственные слова. Выдели корень. Подчеркни проверочные слова.
      звёздный (звезда, звёздочка)

20. Гласные и согласные в приставках.
       Выпиши слово правильно и выдели в нём приставку. Запиши ещё 2-3 слова с этой же приставкой.
       Например: полетели, побежали, подержали.    
          
21. Правописание приставки со словом.
      Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.
      Например: заехал, уехал, приехал, переехал.
      ЗАПОМНИ! Приставка  –  это часть слова, она   пишется слитно со словом.

 22. Правописание суффиксов.
    Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

23. Правописание предлога со словом.
      Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог, и между предлогом и словом поставь ещё слово.

    к (какому?) берегу;    к (крутому) берегу    

ЗАПОМНИ! Предлог – это отдельное слово, оно пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово.

24. Разделительный твёрдый знак (ъ).
      Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило. Делай так: съезд, объём, объявление
      ЗАПОМНИ! Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную перед буквами е, ё, я, ю.

25. Мягкий знак (ь) в конце существительных после шипящих.
       Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова на это правило.
       Луч, товарищ, шалаш (муж. род)        Ночь, речь, печь   (жен. род)
26. НЕ с глаголами.
      Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 раза слово на это правило.
      не  был,  не  выучил,  не  знал
ЗАПОМНИ! НЕ с глаголами пишется отдельно.

27. Разбор предложения по частям речи.
      Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи
является каждое слово.
 предл.        сущ.               глаг.                 прил.         сущ.
    По      овражкам          заиграли       весенние    ручейки.

     Например: машина, малыши, карандаши.
 ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща – с буквой а, слова с чу-щу -  с буквой у.

28. Ошибки на замену, пропуски, перестановку букв, слогов.
      Выпиши слово правильно, раздели его на слоги. Подчеркни гласные. Прилепили – при-ле-пи-ли.

29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи склонение. Выдели окончание. Запиши свой пример на это правило.
     Например: На опушке- опушка, сущ.,1 скл., П.п.

30. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
       Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. 
      Например: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед.ч., П.п.

31. Предлог перед местоимением.
      Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2-3 местоимения на это правило.
      Например: у  нас,  ко  мне, с  тобой,  к  нему. 
      ЗАПОМНИ! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

32. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
    Выпиши глаголы правильно. Запиши ещё 2-3 глагола на это правило.
    Например: пишешь, ругаешь, сидишь, читаешь.
ЗАПОМНИ! На конце глаголов 2-го лица, ед. числа пишется мягкий знак.

 33. Мягкий знак  (ь) в глаголах неопределённой формы.
      Поставь вопрос к глаголу и запиши глагол правильно.
               (что делать?)  улыбаться
  ЗАПОМНИ! Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?  и пишутся с мягким знаком (ь).

34. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
      Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределённую форму. Посмотри на гласную перед  ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа. Запиши свой пример.
   Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр., (е, ут, ют)
                       ставит – ставить, гл. 2 спр., (и, ат, ят)

35. Правописание наречий.
      Выпиши слово, в котором допущена ошибка, 3 раза. Обрати внимание на гласную в конце слова.
       Например: справа, справа, справа.
       ЗАПОМНИ! Наречия пишутся в одно слово. Перед ними не бывает предлогов. Наречия часто оканчиваются на буквы о, а. После  шипящих всегда пишем Ь знак, кроме слов – уж, замуж, невтерпёж.

36. Однородные члены предложения.
      Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках между однородными членами.
      Например: Сильный ветер  сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

37. Звукобуквенный разбор.
      Выполни правильно, без ошибок.


Комментарии